"Воскресные чтения для детей и взрослых"Выпуск № 6

Меню

Главная
•Детская страничка
Библиотека

Фотоальбом

Православная поэзия
История г.Мурманска (фотографии, тексты)
Мастерская (Пасхальные яйца, кресты)

Новости из прессы

Из епархиальной газеты

Творчество мурманчан

Спасо-Преображенский Кафедральный собор

Церковь об ИНН и печати антихриста

Гостевая книга
Обо мне
Полезные ссылки
Последние обновления
Просят о помощи
Православные знакомства православных мурманчан (и не только)
Паломническая служба
Форум
Приватный чат
Православная баннерная сеть - Богохранимая Отчизна (120х240, 240х60)
Подписаться на рассылку сайта
Введите E-mail:
Счетчики
Каталог Православное Христианство.Ру
Коллекция.ру
PRAVOSLAVIE.INFO -
РЕЙТИНГ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ
ВЕРНОСТЬ РОССИИ
Маранафа:
Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое
Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов
Портал Murmanland.ru: Мурманский интернет-портал -Мурманская поисковая система, знакомства, каталог Мурманских сайтов, Рейтинг Мурманских сайтов, Интернет-магазин, погода, курсы валют и многое другое!
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Жития святых Рассказы для детей Стихи Воспитание Бди Детский Фотоальбом Тематические ссылки •Разное

Романов-на-Мурмане. Детская страничка. Разное. Воскресные чтения. Еженедельная рассылка.

Выпуск 5. Скачать архив (версия для печати)

Выпуск 6

Восресные чтения(для взрослых)

Праздничный (посвящен памяти преподобного Сергия Радонежского)

Преподобный Сергий Радонежский

Примерно в 1913 году от благочестивых бояр Кирилла и Марии, живших близ Ростова Великого, родился сын Варфоломей. Младенец отказывался от молока матери по средам и пятницам и в те дни, когда Мария вкушала мясо.

Семи лет Варфоломея отдали учиться вместе с братьями – Стефаном и Петром. Несмотря на прилежание, Варфоломею грамота не давалась, и он со слезами молился о даровании “разумения в учении книжном”. Однажды Варфоломей увидел в поле под дубом молящегося монаха и попросил его святых молитв. Старец совершил молитву, подал отроку частицу просфоры и сказал:

- Возьми это, чадо. Это дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Святого Писания.

Инок посетил дом Варфоломея, благословил его родителей и велел Варфоломею читать Псалтирь. Мальчик стал стройно читать псалмы.

Около 1328 года Кирилл и Мария переселились в Радонеж. Братья Варфоломея избрали супружескую жизнь, а он желал удалиться от мира и посвятить себя Богу. Незадолго до кончины родители преподобного приняли монашеский постриг в Хотьковом монастыре Покрова Пресвятой Богородицы. Овдовев, Стефан также принял здесь иночество. Похоронив родителей, Варфоломей и Стефан отправились в глухой лес и в 12 верстах от Радонежа построили келию и небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей пустынного жития, Стефан ушел в Москву в Богоявленский монастырь.

В 1337 году Варфоломей принял от игумена Митрофана постриг с именем в честь св. мученика Сергия. Весть об иноке Сергии распространилась по окрестностям, и вскоре собралось около 12 братий. Вокруг церкви были построены келии и обнесены для защиты от зверей забором. Так было положено начало Троице-Сергиевой Лавре. Здесь долго не было ни одного священника. Прп. Сергий, по смирению, не принимал священнический сан. Он сам строил, пек хлеб, готовил пищу, шил одежду и обувь для братии, носил воду.

В 1354 году после неотступных просьб преподобный принял священство и был возведен в сан игумена. Каждый день он совершал Божественную Литургию. Число братии увеличилось. Вокруг обители начали селиться и миряне, которых привлекала молва о чудотворениях игумена. По молитвам его у стен забил источник, был воскрешен умерший отрок, исцелен бесноватый вельможа. Господь прославил своего угодника и даром прозорливости. Свт. Пермский Стефан, близкий друг преподобного, однажды спешил в Москву. Проезжая невдалеке от обители, он остановился сотворил молитву и поклонился в сторону монастыря со словами:

- Мир тебе, духовный брат!

Прп. Сергий находился на трапезе с братией. Провидев то духовными очами, он, помолившись, поклонился в сторону, где находился святитель, сказав:

- Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобой!

Братия удивились, а преподобный объяснил значение этих слов и назвал место, где останавливался святитель Стефан. Позже там была построена часовня.

Однажды ночью, стоя на молитве, преподобный услышал зовущий его голос и увидел сияющий с неба чудный свет и множество прекрасных птиц. Таинственный голос говорил:

- Господь принял твою молитву о детях твоих духовных. Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; будут они украшены разными добродетелями, если последуют стопам твоим.

Это исполнилось еще при жизни преподобного. Его ученики основали множество монастырей на Руси.

Около 1372 года патриарх Константинопольский Филофей прислал в благословение прп. Сергию крест, параман и схиму, а также грамоту, в которой советовал ввести в обители общежительный устав. По благословению свт. Московского Алексия, преподобный ввел в монастыре строгое общежитие, некоторые иноки недовольные роптали на преподобного. Смиренный игумен тайно ушел за 50 верст на реку Киржач. Здесь он построил церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и основал монастырь. Без игумена Троицкий монастырь начал быстро приходить в упадок. По просьбе старцев свт. Алексий благословил преподобному вернуться на прежнее место, оставив здесь игуменом преподобного Романа.

Свт. Алексия и прп. Сергия связывала духовная дружба. Зная о приближении смерти. Святитель хотел видеть прп. Сергия своим преемником на митрополичьей кафедре, но преподобный смиренно от этого отказался.

В 1380 году, готовясь к походу против Мамая, св. князь Дмитрий Донской посетил обитель Живоначальной Троицы, получил совет и благословение прп. Сергия. Преподобный сказал :

- Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов. Победиши враги твоя.

В помощь князю преподобный дал иноков-схимников – Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю), бывших ранее воинами.

8 сентября (21 сентября) 1380 года в праздник Рождества Богородицы, русские воины одержали на Куликовом поле победу, положив начало освобождению Руси от монголо-татарского ига. Во время битвы прп. Сергий собрал в церковь всю братию и возносил Господу молитвы об успехе сражения, а затем принес благодарение Богу за дарованную победу.

Однажды ночью прп. Сергий со своим келейником, прп. Михеем, сподобился посещения Пресвятой Богородицы вместе с апостолами Петром и Иоанном. Пречистая Дева сказала:

- Услышана молитва твоя об учениках твоих, не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу. Я не отступна буду от места сего, и всегда буду покрывать его.

За шесть месяцев до кончины прп. Сергий получил о ней откровение. Он созвал братию, передал управление обителью своему ученику, прп. Никону, и предался безмолвию. Перед кончиной он вновь собрал братию и обратился к инокам с наставлением пребывать в вере и единомыслии, сохранять чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых похотей и страстей, соблюдать умеренность в пище и питии, не забывать страннолюбия, быть смиренными и избегать земной славы и суеты житейской. Преподобный причастился святых Таин и произнес: “В руце Твои передаю дух мой, Господи!”

При кончине несказанное благоухание разлилось от его тела, а лицо просияло небесным блаженством. Это было 25 сентября (8 октября) 1392 года.

 

 

“Полюби святого Сергия, он был русский в душе; полюби его искренне, и он полюбит тебя!” - говорит один из верных сынов нашей Церкви , глубоко любивший Преподобного. С юных лет возлюбив Христа всей душой, по смерти своих родителей Сергий удаляется в непроходимые леса на то место, где сейчас красуется величественная Троице-Сергиева Лавра, и здесь предается величайшим подвигам, ведя суровую и строгую пустынную жизнь. Благодаря аскетическому подвигу, соединенному с молитвой и богомыслием, он достигает величайшего духовного преуспеяния в очищении своей души от страстей и греховных влечений и в стяжании неизреченного душевного мира, спокойствия и бесстрастия, которого мы и представить себе не можем. Скуден наш язык, чтобы по достоинству прославить преподобного Сергия и все его подвиги.

Более двухсот лет находился народ русский в тяжелом порабощении у иноплеменников, так что уже и потерял надежду на свое освобождение. Но преподобный Сергий вдохнул в него веру , поднял его упавший дух, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, и по его молитвам и по милости Божией освободились русские от нравственной и политической зависимости.

Преподобный Сергий любил и любит свой народ и свою родную землю, постоянно ходатайствуя за нее пред Престолом Божиим. За эту любовь к православному Отечеству и народу он всегда и сам был любим русскими людьми. Еще при его земной жизни к нему стекалось множество народа из всякого сословия и звания с разными нуждами и скорбями, и все получали у него утешение.

Преставление Преподобного Сергия наш народ горько оплакал, но он твердо веровал, что Преподобный не оставит свой народ и свое Отечество и после кончины. И действительно, по переселении на Небо Преподобный Сергий как бы воздвигается Ангелом-Хранителем всей Руси. В самые тяжелые времена в истории нашего Отечества, когда терялась всякая надежда на его спасение, приходил на помощь Преподобный, который своим молитвенным предстательством пред престолом Божиим спасал Россию, народ и Церковь от погибели. И примеров тому множество.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Выпуск 6

Воскресные чтения (детская страничка)

Праздничный выпуск (посвящается памяти ПреподобногоСергия Радонежского)

 

Благодатный отрок

Нередко можно и в наше время встретить примеры горячего детского благочестия, продолжительных горячих со слезами молитв, любви к богослужению, усердного стремления подражать подвигам святых отцов; это бывает в тех благочестивых семействах, в которых дети воспитываются в страхе Божием, на чтении житий святых, под покровом храма Божия.

И это чувство, эти чистые, святые стремления не скорбь и мрак вносят в юную душу, но отрадную тишину, ясность и спокойствие. Дитя черпает в них духовную силу и крепость; в его душе слагаются светлые образы (идеалы) святой жизни по Евангелию Христову, образы, которые сродняются с его юным сердцем и становятся для него на всю жизнь заветной святыней, к которой с теплым чувством обращается потом человек даже в глубокой старости. И чем сильнее эти святые стремления в детстве, тем больше они освещают впоследствии мрак жизни земной, - они примиряют утомленного невзгодами жизни пришельца земли с его нерадостной долей и поддерживают, ободряют, утешают его в многотрудном странствовании к Отечеству Небесному.

Таким был и преподобный отец наш Сергий Радонежский в своем детском возрасте. Рано в его душе, воспитанной примерами и уроками благочестия, раскрылось чувство любви к молитве и готовность к подвигам для угождения Богу. Простое доброе сердце дитяти есть открытая дверь для благодати Божией, потому-то и сказал Господь: таковых бо есть Царство Небесное (Мф. 19,14). Рано низошла благодать Божия в невинное сердце отрока Варфоломея (мирское имя преподобного Сергия) и воцарилась там. Всей душой Варфоломей полюбил богослужение. Дома проводил он все время в чтении духовных книг и отчасти в домашних занятиях по указанию родителей. Черпая из книг уроки мудрости духовной, он тотчас же старался прилагать их к жизни своей. Он скоро понял, что еще в отроческом возрасте страсти уже начинают проявлять свою губительную силу, которую сдержать стоит немалого труда; а кто хоть раз поддается в юности их влечению, тому и подавно тяжело преодолеть их.

И вот благоразумный отрок принимает меры, чтобы пресечь все пути, которыми страсти находят доступ к сердцу человека. Так, прежде всего, он совершенно уклоняется от детских игр, шуток, смеха и пустословия, помня, что со строптивым легко и сам развратишеся (Пс. 17, 27). Потом, сознавая, что воздерживать себя во всем есть лучшее средство сдерживать страсти, святой отрок налагает на себя строгий пост: по средам и пятницам он не позволяет себе вкушать ничего, а в прочие дни питается только хлебом и водой. О каких-нибудь других напитках, не говоря уже о вине, он не позволил себе помыслить во всю свою жизнь.

Заботливая мать старалась умерить строгость его поста.

- Не изнуряй себя излишним воздержанием, сын мой, - говорила она, -чтобы тебе не заболеть от истощения сил: тогда и нам немалую скорбь причинишь. Ты еще дитя, твое тело еще растет; другие дети семь раз на дню поедят, а ты, дитя мое, ешь только раз в день, а то и через день; перестань так делать, это тебе не по силам: всякое добро хорошо в меру и в свое время. Вкушай пищу, по крайней мере, вместе с нами.

Но благоразумный отрок кротко отвечал на эти увещевания любящей матери:

- Не стесняй меня в этом, родная моя, чтобы не пришлось делать так против воли твоей. Не отклоняй меня от воздержания, которое так сладостно душе моей; зачем ты советуешь своему сыну неполезное? Ведь вы же сказывали мне, что я еще в колыбели постился по средам и пятницам; как же я могу не понуждать себя угождать Богу, чтобы Он избавил меня от грехов моих?

-Тебе нет еще и двенадцати лет от роду, - возражала ему мать, - а ты говоришь о грехах своих! Ты избрал благую часть, которая не отнимется у тебя, - что у тебя за грехи?

- Перестань, матушка, - со сдержанным огорчением отвечал ей сын, - что ты это говоришь7 Послушай, что говорит Святое Писание: никто же чист перед Богом, аще и един день жития его будет на земли (Иов14,5).

Мать удивлялась разумным речам своего сына и, не желая препятствовать, говорила ему:

-Если так ты рассуждаешь, то делай, как хочешь; Господь с тобой, я не хочу стеснять тебя в добром, дитя мое!

И святой отрок никогда не позволял себе даже отведать каких-нибудь сладких блюд или напитков, следуя мудрому наставлению Василия Великого: “Аще хочеши внити в Рай, воздержи чрево, бежи пьянства”.

Так, укрощая юную плоть свою воздержанием и трудами для сохранения чистоты душевной и телесной, он ни в чем не выходил из воли своих родителей: как кроткий и послушный сын, он был истинным утешением для них. “И виден был в нем прежде иноческого образа совершенный инок”, - говорит блаженный Епифаний; поступь его была полна скромности и целомудрия; никто не видел его смеющимся, а если и появлялась иногда кроткая улыбка на его прекрасном лице, то и она была сдержанна; а чаще лицо его было задумчиво и серьезно; на глазах нередко были заметны слезы – свидетели его сердечного умиления; его уста никогда не оставляли Боговдохновенные псалмы Давидовы. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался, от всех с любовью принимал случайные неприятности. Ходил он в плохой одежде, и, если встречал бедняка, то охотно отдавал ему свою.

Благоговейное устроение юной души Варфоломея естественно располагало его искать уединения, где бы он мог, наедине с Богом, изливать в слезной молитве перед Ним все святые чувства невинного сердца. Он так и делал. Особенно любил он молиться по ночам, иногда совсем проводя ночи без сна, и все это стараясь тщательно укрыть от домашних. И какой же детской доверчивостью и пламенной любовью к Богу, какой, так сказать, мудрой простотой дышала его чистая молитва! “Господи, - так взывал он в умилении сердечном, - дай же мне смолоду возлюбить Тебя всем сердцем моим и всей душой моей и поработати единому Тебе, яко к Тебе привержен есмь от утробы матери моея. Отец мой и мать моя – придет время – оставят меня, а Ты восприми меня, соделай меня Своим, причти меня к избранному Твоему стаду! Избави меня, Господи, от всякой нечистоты, от всякой скверны душевной и телесной, сподоби меня творити святыню во страхе Твоем, Господи! К Тебе единому пусть стремится сердце мое; да не усладят меня все сладости мира сего; да не прельстят меня все красоты житейские; к Тебе единому пусть прилепится душа моя, и да воспримет меня десница Твоя… Не попусти мне когда-нибудь возрадоваться радостью мира сего, но исполни меня, Господи, радостью духовной и неизреченной сладостью Божественною; Дух Святой благи да наставит мя на землю праву!”

И невольно каждый, видевший такое доброе устроение Варфоломея, любовался им, невольно говорил про себя с удивлением: что-то выйдет из этого отрока, которого Бог сподобил такой благодати с раннего детства?

А отрок, между тем, становился юношей и, возрастая летами, возрастал и в благочестии. И само собой зарождалось в нем желание иноческого подвига, и с каждым днем все больше и больше росло и созревало это желание, пока, наконец, не обратилось в пламенную жажду души, которой также томился некогда венценосный подвижник и пророк царь Давид: Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда приду и явлюся лицу Божию? (Пс.41,3).

 

Смирение преподобного

Сергия Радонежского

Один сельский житель, наслышанный о добродетелях и чудотворениях святого Сергия, издалека пришел в обитель его, чтобы увидеть праведника и принять от него благословение. В это время человек Божий возделывал землю в монастырском саду. Будучи извещен о пришельце, он велел допустить его к себе.

Крестьянин, видя человека слишком просто одетого, копающего грядки, не мог вообразить, чтобы это был столь славный Сергий, и подумал, что в насмешку ему, вместо святого указали работника. Он возвратился в монастырь и вторично спросил:

- Где преподобный Сергий?

Сколько не уверяли его, что он видел самого Сергия , но крестьянин не хотел и слушать.

Между тем, угодник Божий вышел из сада. Крестьянин, гнушаясь им отвернулся в сторону и не захотел взглянуть на него.

“ Ах! Какой труд предпринял я – и понапрасну! – думал он. – Я пришел ради великого пророка, надеялся узреть славу его, но что же вижу? Нищего!”

Святой узнал мысли его и возблагодарил Бога: ибо, как гордец восхищается хвалой и честью, так смиренномудрый радуется уничижению. Он взял крестьянина за руки, ввел в свою келью и поставил перед ним пищу и питие.

- Не печалься, добрый человек, - сказал он. – Ты вскоре увидишь Сергия.

Едва святой сказал это, вдруг объявили ему, что в монастырь прибыл Великий князь; преподобный Сергий вышел навстречу… Как удивился крестьянин, увидев, что князь к этому, как он думал нищему, приступил с благоговением и, поклоняясь до земли, просил благословения! Как удивился он, что старец сел вместе с князем, а все прочие, даже вельможи, стояли перед ними!

Выпросив для себя уголок в сенях, он не спускал глаз с того, на кого прежде и взглянуть не хотел.

- Сделайте милость, скажите мне, - тихонько спросил он, - кто этот старец,возле князя сидящий?

-Это игумен Сергий, - отвечали ему.

Обманутый самим собой, крестьянин заплакал и укорял себя в невежестве. “Наверное, слеп я, - думал он,- что не мог я узнать человека Божия и не отдал ему подобающей чести… Увы! Как теперь предстану перед лицом его?”

Но преподобный Сергий вскоре утешил его.

Когда князь простился с праведником, крестьянин припал к ногам преподобного и раскаялся в безумии своем.

- Ты один прав, - поднимая его, сказал святой, - что счел меня старцем ничего не значащим; все прочие обманываются.

Уважай человека в бедной одежде так же, как богато одетого, чтобы не подумали, что ты отдаешь почтение не человеку, а одежде его. Кроме того, под златотканой одеждой часто скрывается невежество и злое сердце, а под рубищем – великий ум и добродетель.

 

Терпение и трудолюбие

Преподобного Сергия Радонежского

В обители преподобного Сергия случилась однажды великая скудость в пище; а у самого преподобного не было ни хлеба, ни соли. Три дня провел преподобный Сергий без пищи, а на рассвете четвертого пришел к одному из братии, по имени Даниил, и сказал ему:

- Слышал я, что ты хочешь пристроить сени к своей келье; дай я построю тебе их, чтобы руки мои не были без дела.

- Мне очень хотелось сделать эту пристройку, - отвечал ему Даниил, - и у меня давно уже все приготовлено для работы, но я ожидаю плотника из села; тебе же боюсь поручить это, чтобы ты не взял с меня большей платы.

- Эта работа недорого тебе станет, - возразил преподобный Сергий, - я хочу гнилого хлеба, а у тебя он есть и больше ничего от тебя не потребую.

Тогда Даниил вынес ему несколько кусков хлеба, которые отложил за гнилостью, и сказал:

- Если ты хочешь такого хлеба, то возьми его даром.

- Нет, - отвечал преподобный Сергий, - я хочу приобрести его трудами: побереги его для меня до девятого часа.

Сказав это, он начал усердно работать с утра и продолжал до вечера, несмотря на голод, - и, с помощью Божией, к заходу солнца работа была закончена. Когда старец Даниил вынес ему куски гнилого хлеба, как условленную плату за труд целого дня, тогда, положив их перед собой, преподобный Сергий помолился, благословил их и начал есть с одной водой, даже без соли. Видя это, некоторые из братии изумились и прославили терпение и трудолюбие своего старца, который и такой дурной пищи не хотел принять без труда.

Но другие, голодавшие два дня, потеряли терпение и начали роптать на преподобного и говорить ему:

- Ты запрещаешь нам выходить в мир, чтобы просить хлеба; и вот, слушаясь тебя, мы умираем с голода; завтра же уйдем отсюда, не можем больше выносить здешней скудности.

Преподобный Сергий, желая подкрепить их примером своего долготерпения, собрал всю братию, с кротостью увещевал не изнемогать в искушении , и, напоследок, сказал им:

- Верую, что Бог не оставит места этого и живущих в нем.

Действительно, когда он еще беседовал с братией, услышали, что кто-то стучит в монастырские ворота. Привратник увидел, что привезли множество хлебов, побежал к преподобному и сказал ему:

- Отче! Благослови привезших хлебы; твоими молитвами много их у ворот.

Преподобный Сергий велел принять их, и все прославили Бога, увидев, как много было привезено хлебов. Преподобный велел собраться всей братии и пригласить на общую трапезу пожертвовавших хлебы; но прежде велел всем идти в церковь и соборно отслужить благодарственный молебен. После молитвы сели за трапезу. Преподобный Сергий благословил хлебы и раздал братии. Хлебы были мягкие и необыкновенно вкусные. Когда же преподобный спросил, где их неизвестные благотворители, оказалось, что они уже скрылись со словами: христолюбец, пославший их к Сергию, дал им еще другое поручение, которое они должны исполнить немедленно. Изумился преподобный и вместе с братией прославил Бога.

- Видите теперь, что Господь не оставляет места этого и рабов Своих.

С того времени братия уже терпеливо и безропотно переносила случавшиеся недостатки в пище: а это поначалу нередко случалось в обители преподобного Сергия, которая была окружена непроходимыми лесами.

 

 

ОСНОВАНИЕ

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ОБИТЕЛИ

Когда около Москвы начала собираться Русь, основалось много монастырей как в самой Москве, так и в Московском княжестве. Но ни один монастырь так не прославился , как прославилась Свято-Троицкая обитель, основанная в шестидесяти верстах от Москвы в дремучих и непроходимых лесах.

Обитель эта была постоянною спутницею Москвы в самые трудные времена; в обители князья и бояре искали совета и утешения; в ней принимали они благословения на добрые подвиги; из нее же непрестанно возносились молитвы о благе России, ибо в иноках этой обители горела святая любовь к отечеству. Основателем Свято-Троицкой обители был преподобный Сергий.

Сергий (в мире – Варфоломей) родился от благочестивых бояр Кирилла и Марии в городе Ростове (около 1313 г.). Когда Сергий был еще ребенком, родители его переселились в местечко Радонеж, от которого Сергий и получил впоследствии наименование Радонежского.

Семи лет Варфоломей начал учиться грамоте, но грамота поначалу ему не давалась. Это сильно печалило Варфоломея и его родителей. Раз мальчика отправили в лес за лошадьми. Там он увидел старца, который молился под деревом, и подошел к нему.

- Что тебе надобно, чадо? – спросил его старец.

- Я плохо учусь, - отвечал отрок. – помолись обо мне, отец святый, чтобы я выучился грамоте.

- Не скорби, - сказал старец. – С этого дня Бог даст тебе разумение грамоте.

Старец проводил Сергия домой, помолился с его родителями, благословил отрока и, уходя, сказал:

Отроку надлежит сделаться основателем обители Святой Троицы и привести многих к разумению воли Божией.

С того дня Варфоломей стал хорошо учиться, и так полюбил чтение, что совсем бросил детские игры.

Когда Сергий достиг юношеского возраста, то стал проситься у родителей в монастырь. Родители удерживали его.

- Потерпи немного, - говорили они. – Мы стары и немощны, а братья твои женаты и заботятся о своих семействах. Послужи нам еще немного, этим ты угодишь Богу. А когда проводишь нас до могилы и прикроешь землею, тогда делай, что пожелаешь.

Сергии покорился и с любовью служил своим родителям. Перед смертью они приняли монашество и были похоронены в Хотьковом монастыре, в двенадцати верстах от нынешней Троице-Сергиевой лавры (в 1992 году преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария причтены к лику святых).

После кончины родителей Сергий вместе с братом своим Стефаном пошел искать места для отшельнической жизни. Такое место он нашел в двенадцати верстах от Хотькова монастыря, в глухом лесу. Помолившись Богу, они начали рубить деревья и поставили себе хижину и малую церковь.

- В чье имя будет церковь? – спросил Сергий.

- Посвятим ее Пресвятой Троице, - отвечал Стефан.

Вскоре один игумен освятил церковь и постриг Сергия. Игумен благословил его и сказал:

- Да распространит Бог на месте сем обитель великую и преславную.

Стефан недолго прожил с братом и ушел в один из московских монастырей.

Сергий остался один среди дремучего леса. Такая одинокая жизнь, полная всяких лишений, продолжалась более двух лет. Но ни голод, ни жажда, ни другие трудности не могли победить терпения отшельника. Он неутомимо боролся со всеми лишениями и укреплялся молитвою. Звери рыскали в лесу около кельи Сергия, но он не боялся их, ибо страх Божий ограждал его от всякого страха земного. Раз голодный медведь подошел к самой келье Сергия; он накормил медведя хлебом и потом часто делил с ним свою скудную пищу.

Когда стало известно, что близ Радонежа спасается отшельник, к нему начали приходить иноки. Сергий говорил им о трудах и лишениях и принимал тех, которые не страшились такой жизни. Постепенно собралось около двенадцати братий; каждый выстроил себе келью. Сергий смиренно служил всем, рубил дрова, носил воду, варил пищу. Братия просила Сергия принять священство и быть у них игуменом. Но Сергий отказался.

- Не мне грешному совершать ангельское служение; мне надо каяться и плакать о грехах.

Просьба братии делалась все настоятельнее, потому что некому было совершать литургию. Наконец, Сергий должен был согласиться. Он отправился в Переяславль, где и был посвящен в священники и игумны.

Сначала монастырь был очень беден. Скудость во всем была такая, что богослужение совершалось при свете лучины, богослужебные книги были написаны на березовой коре, священные сосуды были деревянные, священнические ризы были сшиты из простой крашенины. Случалось даже, что по нескольку дней хлеба не было, и братия голодала. Но молва о святой жизни Сергия и его обители распространялась все больше и больше. Число братии возрастало. Много богомольцев стало посещать обитель; сюда шли толпами и странники, и немощные, и князья, и бояре. Богатые люди делали щедрые пожертвования. Монастырь мало-помалу начал богатеть.

Святой митрополит Алексий особенно любил и уважал Сергия. Он очень хотел сделать Сергия своим преемником. Раз митрополит призвал его к себе и приказал для него принести золотой крест.

- Прости меня, владыка, - сказал с поклоном Сергий. – Я от юности не носил злата, тем более в старости желаю пребывать в нищете.

Тогда святитель объявил Сергию, что намерен посвятить его в сан епископа и назначить своим преемником. Сергий с глубокою скорбию выслушал его и отказался от высокого назначения.

- Владыка святый! Если не хочешь прогнать нищету мою от твоей святыни, не говори о таком тяжком бремени моему недостоинству.

При всем отчуждении от мира, преподобный Сергий хранил в сердце горячую любовь к родному отечеству, скорбел о его бедствиях и сочувствовал его славе. Во время Мамаева нашествия преподобный Сергий благословил великого князя Димитрия Иоанновича пред походом, дал ему двух иноков и усердно молился о победе.

За несколько месяцев до кончины преподобный Сергий призвал братию и поручил ученику своему управлять обителью, а сам весь предался молитве. Перед самою кончиною он занемог и после недолгой болезни, причастившись Святых Христовых Таин, преставился 25 сентября (8 октября по н.с.) 1392 года.

Через тридцать лет после кончины Преподобного Сергия, во время постройки каменного Троицкого собора, был обнаружен гроб, а в нем нетленные мощи Преподобного. Так Господь Бог прославил Своего угодника.

С тех пор прошло более шестисот лет. Маленький монастырь в лесной чаще превратился в большую и красивую Лавру. Народ со всех концов земли стекается к мощам Преподобного – просить его о помощи в своих бедах. И не прекращаются чудеса. Исцеляются больные, улаживаются семейные несчастья, подается помощь в духовной жизни. А в грозные периоды войн Преподобный всегда рядом с русскими воинами: помогает одерживать победы, исцеляет раненых и молится о спасении душ погибших.

Память преподобного Сергия празднуется Святою Церковью два раза в год: 25 сентября (8 октября) – в день преставления и 5 июля (18 июля) – в день обретения его честных мощей. К этому времени ежегодно собирается в Троице-Сергиеву лавру множество богомольцев со всех концов России.

ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ СЕРГИЕ,

МОЛИ БОГА О НАС !

 

Подготовила Виктория

 

Сайт управляется системой uCoz